Самоанализ педагогической деятельности
учителя – логопеда Подкосиной Натальи Владимировны
МДОУ ВМР «Детский сад № 15 «Лужок»
г. Вольска Саратовской области»
I. Общие сведения.
Я, Подкосина Наталья Владимировна, учитель – логопед МДОУ №15 «Лужок» имею первую квалификационную категорию 27. 05.14г. Стаж моей педагогической деятельности 20 лет, 11 месяцев. Окончила в 2001г. Саратовский государственный университет им. Чернышевского по специальности « Олигофренопедагогика». Проблема, над которой я работаю, - «Развитие связной речи у дошкольников ».
Девизом моей работы являются слова Е.Щукиной:
Прекрасна речь, когда она, как ручеек
Бежит среди камней, чиста, нетороплива
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
II. Компетенция в разработке программы педагогической деятельности и принятия педагогических решений.
1. Рабочие программы.
Рабочие программы я составляю в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ. В своей работе использую примерную адаптированную рабочую программу разработанную на основе « Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой и Чиркиной Г.В. Методика О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Программа составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года и является инновационным программным документом для дошкольного учреждения. Мною выбраны эти авторы, так как данная программа прошла проверку временем. Материал в них излагается доступно, они одобрены Российской академией наук и Российской академией образования, а также рекомендованы учёным советом Учреждения Российской академии образования « Институт коррекционной педагогики». На мой взгляд, это лучший учебно-методический комплекс по преодолению ОНР. Который прекрасно подходит для использования в МДОУ, где имеются дети с общим недоразвитием речи.
Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольного образования, определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
2. Цели и задачи
Ведущими целями считаю:
1. Создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи;
2. Подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.
Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:
а) обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;
б) изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;
в) систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом речевого развития;
г) оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
д) формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей готовности к логопедической работе и оказание им помощи в организации полноценной речевой среды;
е) диагностика результативности речевой работы.
Задачи
- Обследование детей и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Формирование у родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
III. Компетенция в организации педагогической деятельности.
1. Создание рабочей атмосферы, поддержание дисциплины и здоровьесбережения.
Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором. Форма организации обучения - фронтальная и индивидуальная. Частота проведения индивидуальных коррекционных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Стараюсь разнообразить занятия за счет нового дидактического материала: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей», «Антонимы», «Пишем и читаем», «Количественные числители»; Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет», Бобылева З.Т. «Игры с парными карточками», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» и др. Все мои занятия строятся с высокой интеллектуальной деятельностью, четкостью, логичностью и организованностью. А так же постоянно и успешно внедряю нетрадиционные формы и методы, и нахожу самые эффективные пути обучения и коррекции речи у дошкольников, стремясь дать им глубокие и прочные знания. Особое внимание как учитель – логопед обращаю на развитие у детей памяти, внимания и активной мыслительной деятельности. В своей работе считаю главным найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Выпуск детей проводится через два года. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности мною используются современные педагогические технологии:
- технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Чиркиной Г.В. предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;
- игровые и компьютерные технологии как « Игры для тигры» , « Уроки тетушки совы» помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;
- педагогика сотрудничества позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности. При использовании данной технологии появляется возможность с успехом внедрять в коррекционно-образовательный процесс проектную деятельность с детьми и родителями;
- индивидуализации обучения – дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его возрастных и личностных особенностей;
- здоровьесберегающие технологии В.Ф базарного, из которых в работе активно используются разного вида гимнастики, планирование занятия с позиций здоровьесбережения, аутотренинговые упражнения с положительным настроем на занятие.
Применение данных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.
На занятии, проводится работа по:
развитию мелкой и артикуляционной моторики;
формированию пространственно - временных представлений;
коррекции дефектного звукопроизношения;
развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
уточнению и расширению словарного запаса;
отработке грамматических категорий;
развитию связной речи.
Радуют результаты по качеству обучения: количество детей – логопатов на, выпуске с логопедической группы с положительной динамикой от 92 % до 100 % с 2009 по 2015 годы. Результаты коррекционной работы были бы намного ниже, если бы не заинтересованность в успехе воспитателей и родителей.
2. Компетенция в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика». Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в Интернете. Являюсь членом компьютерного клуба логопедов «Логобург». Оформлена картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. Постоянно слежу за новинками литературы по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д».
Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации которую я прошла 29.04.15г. по программе
« Организация коррекционно – образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования». На протяжении 3 лет (2012-2015 гг.) являюсь членом городской комиссии ПМПК.
Принимала участие в работе ХI региональной методической конференции « Слагаемые профессиональной компетентности педагога» 27. 03.15г.
Принимаю активное участие в семинарах, методических объединениях и конкурсах различного уровня.
Приняв участие в Межрегиональном конкурс учителей – логопедов
« Моя профессия –логопед» в номинации « Творческий подход в профессии» в 2010г. заняла III место.
А в Областном конкурсе « Лидеры дошкольного образования» в номинации « Ищем, пробуем, внедряем» по инициативе партии « Единая Россия» в 2015г. заняла I место.
Активно транслировала опыт своей работы на уровне района, города. Знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилкой учителей – логопедов, размещаю материалы в сети Интернет.
Занимаюсь самообразованием. Материалы таких авторов как З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко, Е.В. Новикова использую в своей работе. Заслуживает внимания новая работа «Учусь говорить и читать» авторов С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.
3. Формы работы с родителями дошкольников.
Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из многолетней практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работы пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для них советчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. В последние годы многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводят множество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется», «не хочет», «к школе научится», «я в его возрасте тоже плохо говорила». А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.
Итогом первого этапа работы является родительское собрание, на котором я «рисую» общий портрет группы, рассказываю о том, чем будем заниматься в течение учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. В перспективном плане выделена отдельной графой работа с родителями на учебный год. Цель – повысить интерес родителей к коррекции речи детей.
Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В этом учебном году оформила новый логопедический уголок «Чистой речи», из материалов которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:
- О чем говорить с ребенком в семье;
- Обогащение словаря в домашних условиях;
- Организация работы по исправлению нарушенного произношения;
- Памятка по разделу «Обучение грамоте».
Вот некоторые темы консультаций для родителей:
- Правила работы в домашней тетради;
- Речевые нарушения и причины их возникновения, артикуляционная гимнастика для чего она нужна;
- Советы родителям, как развить мелкую моторику рук;
- Игра - лучший помощник в занятиях;
- Нужно ли спешить с обучением в чтении?
Провела и подготовила родительские собрания:
- « Роль семьи в преодолении дефектов речи».
- «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».
- Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков»
- «Скоро в школу! А готов ли мой ребёнок?»
Изготовлены папки-передвижки: «Учимся писать», «Знакомимся с буквами», «Леворукий ребенок»; информационный стенд: «Как говорит ваш ребенок». Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития. Оформлена папка «Работа с родителями».
Привлекаю родителей к изготовлению пособий и дидактического материла, которые используются на занятиях.
Ежегодно провожу открытые занятия для родителей, на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года совместно проводятся открытые мероприятия, такие как «Логопедическая гостиная», «КНВ», итоговое занятие «Путешествие в страну Слогарию ».
Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.
4. Индивидуальные методические разработки.
Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:
последнее время много внимания уделяется ранней диагностике речевых нарушений. Имеется большое количество методик и практического материала по работе с малышами. Считаю, что в нашем учреждении также назрела необходимость уделить внимание ранней диагностике, поэтому с сентября 2014г. по май 2015г. работала над проектом "Не трудные ступеньки к чистой речи" (долгосрочный проект) старшая группа « Солнышко»
Цель проекта:
Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями.
Результат: Результаты итоговой логопедической диагностики детей средней группы подводились в мае 2015 г. Дети которые занимались с родителями на совместных занятиях, показали улучшение качества речи на 25%, особенно улучшение прослеживалось в звуковой стороне речи.
Итог: Проект дал положительный результат, который заинтересовал не только его участников, но и тех родителей кто поспешил от него отказаться. Цель проекта выполнена, задачи достигнуты.
IV . Методы решения сложных педагогических ситуаций.
При выборе метода решения сложной педагогической ситуации пытаюсь оценить проблему в целом, рассматривая с различных точек зрения. Основной рефлективный приём при этом - вопрос самой себе: «Что послужило поводом? В чем причина? В чём моя ошибка? Что было упущено? Что я могу сделать? К каким последствиям это приведёт?». В трудных ситуациях очень помогают знания о возрастных особенностях дошкольника, характере их взаимоотношений со сверстниками и старшими, а также выдержка и сила воли.
V. Компетенция в области личностных качеств.
Учитель – логопед должен быть опрятен, пунктуален, вежлив, тогда он может требовать того же от других. Мои профессиональные качества - это исполнительская дисциплина, стремление к самообразованию, освоение современных технологий, творческий подход, хорошие организаторские способности. Кроме перечисленного, по мнению моих коллег я обладаю такими качествами, как оптимизм, справедливость, толерантность, терпение, отзывчивость, тактичность, чувство поддержки, любовь к детям. Я себя считаю человек высоких моральных качеств, с надлежащим уровнем профессиональной подготовки. Важной составляющей для меня является положительная эмоциональная настроенность, которая проявляется в умении оставлять за дверями неприятные переживания, плохое настроение. Все эти требования я стараюсь реализовать в своей педагогической деятельности.
VI.Заключение
Считаю, что основная цель моей педагогической деятельности как учителя-логопеда в МДОУ ВМР "Детский сад № 15 "Лужок"направлена на коррекцию звукопроизношения, на расширение лексики, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, различных способов общения и коммуникации, актуальна и востребована в условиях ФГОС в МДОУ. Таким образом, обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического процесса, а также взаимосвязанные усилия учителя – логопеда, педагогов и воспитателей позволяет достигать главной цели любого образовательного учреждения, которая заключается в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе. И каждый день мне постоянно удаётся почувствовать сопричастность и гордость за свою профессию.