УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

МДОУ ВМР "Детский сад № 15 "Лужок"

г. Вольска Саратовской области"

ПОДКОСИНА

НАТАЛЬЯ.ВЛАДИМИРОВНА

Опыт работы

 

 

          Опираясь на  свой немалый опыт в работе с детьми, могу с уверенностью сказать, что главное - никогда не надо жалеть ни сил,  ни  времени  на то, чтобы малыш окунулся в атмосферу доброты, доверия, доброжелательности, чтобы ушел с занятия с запасом хорошего настроения и желанием прийти вновь. Поэтому я стараюсь, чтобы каждое моё общение с детьми было для них маленьким островком радости, продумываю все моменты творчества, чтобы всегда видеть  огонек  в детских глазах.

Как я иду к этой цели?

Для осуществления коррекционно-образовательного процесса я  использую программы, методические пособия, технологии, в соответствии с ФГОС и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.  Апробируя  новые  инновационные  методики, которые  позволяют мне самым  активным  образом  оказывать помощь детям с разными речевыми дефектами, а так же детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь именно новые стандарты позволяют таким детям на ровне с другими получать дошкольное образование.

            

 

 Моя система коррекционно - логопедической  помощи имеет следующие достоинства:

- снижаются затраты времени;

- предупреждаются  перегрузки и  нервное перенапряжение ребёнка, потому, что в основном специалисты работают последовательно;

- отслеживаю    динамику     положительных    изменений,   что      позволяет своевременно  закреплять достигнутые  результаты на каждом этапе работы;

- возрастает    эффективность    работы,   так  как  на  одну  и  ту  же детскую проблему специалисты воздействуют с разных сторон;

- это  удобно  учителю - логопеду  и  родителям,  потому что, они получают целостную картину развития ребёнка.

И самое главное, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать интегрированное и инклюзивное обучение.

         В ряду задач, стоящих передо мной, важное  место  занимает задача  подготовки детей к  школе, в том числе и детей с ОВЗ. Одним из основных показателей  готовности ребёнка  к  успешному  обучению является правильная, хорошо развитая речь.

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР и ОВЗ, когда им бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать, но и верно подбирать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Моя задача - помочь ребёнку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности. По данной проблеме мною накоплен значительный теоретический и практический опыт и материал.  Поэтому  выбранную методику по формированию связной речи с помощью мнемотаблиц  считаю актуальной, так как  именно она  своевременно формирует связную (монологическую) речь детей. Для эффективного решения логопедических задач мной был разработан комплексный подход к проблеме развития связной речи у детей с ОНР и ОВЗ. Он имеет ряд преимуществ, так как содержит перспективное планирование и конспекты занятий на весь учебный год. Все занятия по развитию связной речи строятся от простого к более сложному (от пересказа  к творческому рассказыванию),   разработаны с учётом лексической темы, реализуемой  на неделе, содержит материал по предварительной работе воспитателя, картинный материал, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы. Всё это даёт возможность строить работу без лишних затрат времени, что способствует реализации индивидуального подхода и более быстрому устранению имеющихся речевых недостатков.

        Проводя  сопоставительный анализ речи  детей  группы   «Одуванчик» МДОУ «Детский сад № 15 «Лужок»  с нормой,  позволило  мне наиболее ярко увидеть системное нарушение речевой деятельности, а это указывает   на то, что у детей с ОНР и ОВЗ отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи (см. Приложение №1). Вся моя работа  по развитию монологической речи разделена на несколько этапов,  что позволяет чётко и конкретно ставить цели и задачи  каждого этапа; отслеживать динамику развития речи на данном этапе.

         1. Подготовительный этап

На этом этапе работа направлена на развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление звукопроизношения.

2. Начальный этап

На данном этапе  происходит овладение диалогической речью.

3. Основной этап

 На этом этапе  идёт  формирование монологической речи: обучение рассказыванию  (пересказу, составление рассказов с помощью схем, пиктограмм и мнемотаблиц).

Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи.  Пересказ – это наиболее простой вид монологического высказывания, ведь именно на нём основана значительная часть школьной программы.  Особое место занимает работа по включению семьи  в процесс сопровождения  речевого развития детей. Это даёт более эффективный результат в коррекционной работе, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего ребёнка. Родители получают необходимые рекомендации на консультациях, а также могут воспользоваться  «переносными» рассказами, которые выставляются в уголке «Логопед советует». В основе занятий лежит алгоритм структуры логопедического занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы (пиктограммы и мнемотаблицы).                                   

Алгоритм занятия

1.Подготовка (изучение лексической темы с логопедом и воспитателями; чтение природоведческой литературы с воспитателями и родителями; лепка с воспитателями).

2. Организация (дети вместе с логопедом рассматривают  картинки с изображением животных или природы).

3. Подготовка к восприятию текста (беседа по иллюстрациям   с использованием аудиозаписи).

4. Чтение текста.

         5. Содержательный и языковой разбор текста.

6. Лексико-грамматические упражнения по тексту (развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания, развитие просодики).

7. Повторное чтение с установкой на пересказ.

8. Моделирование рассказа с помощью схем (пиктограмм).

9. Пересказ  по плану с наглядной опорой.

10. Подведение итогов.

11.Задание воспитателям  (упражнять детей в выстраивании плана рассказа в графическом изображении; повторить рассказ с опорой на графический план).

      Я долго думала, что же поможет детям разнообразить этот процесс, сделать его  более интересным? Сначала  при обучении монологической речи я использовала серии сюжетных картинок, но они  недостаточно помогали  формировать связную речь.  На современном этапе поиск новых форм и методов обучения стал для меня  одним из актуальных вопросов. Стараясь активизировать детей,  дальше стала использовать графические схемы, но и с помощью них обучение шло медленно. Чтоб оживить и обновить,  я взяла набор пиктограмм.  На протяжении многих занятий  работа с пиктограммой  в несколько раз  ускоряла процесс развития монологической речи.  Речь детей становится более чёткой, конкретной, полной и развёрнутой. Но монологическая речь требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Поэтому  я использую мнемотаблицы. Особенность этой методики в том, что здесь применяются не изображения предметов, а символы для опосредованного запоминания. Все символы максимально приближены к речевому материалу. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Заключение

       После проведённой коррекционно-логопедической работы по формированию монологической речи, с использованием сюжетных картинок >графических схем> пиктограмм  > мнемотаблиц  диагностика подтверждает, что речь этих детей практически сформирована и ни чем не отличается от речи нормальных детей. И это только часть того, что я использую на логопедических занятиях для достижения поставленной цели. Использование  нового – надёжный   шаг к успеху!   

 

                                                 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»