УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

МДОУ ВМР "Детский сад № 15 "Лужок"

г. Вольска Саратовской области"

ПОДКОСИНА

НАТАЛЬЯ.ВЛАДИМИРОВНА

"Пересказ,

как один из ведущих способов формирования связной речи"

 

 

2013 год

Тема: «Пересказ, как один из ведущих способов формирования связной речи»                                                  

           Введение

        В ряду задач, стоящих перед дошкольными   учреждениями, важное  место  занимает задача  подготовки детей к  школе. Одним из основных показателей  готовности ребёнка  к  успешному  обучению является правильная, хорошо развитая речь.

       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

        Развитие связной речи  является  одним  из   важнейших  условием успешности  обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных  изложений и сочинений, является  достаточно высокий уровень развития связной речи ребёнка.

         Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать, но и верно подбирать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Моя задача помочь ребёнку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности.          

          Поэтому  выбранную тему считаю актуальной, так как  важно заботиться о своевременном формировании связной (монологической) речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

 

2. Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

         2.1  Для эффективного решения логопедических задач мной был разработан комплексный подход к проблеме развития связной речи у детей с ОНР шестилетнего возраста. Он имеет ряд преимуществ, так как содержит перспективное планирование и конспекты занятий на весь учебный год. Все занятия по развитию связной речи строятся от простого к более сложному (от пересказа  к творческому рассказыванию),   разработаны с учётом лексической темы, реализуемой  на неделе, содержит материал по предварительной работе воспитателя, картинный материал, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы. Всё это даёт возможность строить работу без лишних затрат времени, что способствует реализации индивидуального подхода и более быстрому устранению имеющихся речевых недостатков.

        Проводя  сопоставительный анализ речи  детей  группы   «Мак» МДОУ№15«Лужок»  с нормой  позволило  наиболее ярко увидеть системное нарушение речевой деятельности, а это указывает   на то, что у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи.

      Моя логопедическая практика показывает, что по сравнению с детьми у которых речь сформирована,  состояние монологической речи   имеет низкий уровень у детей с ОНР  III уровня.    Эти дети с трудом  пересказывают, рассказывают из опыта, по серии картинок и др., также характерны нарушения связности и последовательности изложения, низкая информированность, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла, длительные паузы на границах фраз, отсутствие  самостоятельности  при выполнении заданий. Всё это свидетельствует о трудностях в программировании  содержания развёрнутых высказываний.

       При подготовке  детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важных задач является формирование  связной (монологической) речи. По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический опыт и материал, который поможет логопедам – практикам в повседневной  коррекционной  работе.  

       2.2  Вся моя работа  по развитию монологической речи разделена на несколько этапов,  что позволяет чётко и конкретно ставить цели и задачи  каждого этапа; отслеживать динамику развития речи на данном этапе.

1. Подготовительный этап

На этом этапе работа направлена на развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление звукопроизношения.

2. Начальный этап

  На данном этапе  происходит овладение диалогической речью.

3. Основной этап

   На этом этапе  идёт  формирование монологической речи: обучение рассказыванию  (пересказу, составление рассказов с помощью схем, пиктограмм и мнемотаблиц).

    2.3 Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи.  Пересказ – это наиболее простой вид монологического высказывания, ведь именно на нём основана значительная часть школьной программы.  Особое место занимает работа по включению семьи  в процесс сопровождения  речевого развития детей. Это даёт более эффективный результат в коррекционной работе, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего ребёнка. Родители получают необходимые рекомендации на консультациях, а также могут воспользоваться  «переносными» рассказами, которые выставляются в уголке « логопед советует».

       Таким образом, в коррекционно–логопедической работе  обязательно нужно соблюдать все этапы,  так как они между  собой тесно связаны. Выпадение одного из этапов,  приведёт  к длинной и не эффективной работе.

       Для наилучшего и полноценного усвоения детьми знаний, в своей логопедической работе, я уже несколько лет использую систему коррекционных занятий по обучению детей пересказу с опорой на природоведческие произведения. Подчёркивая значение природосообразности  в  процессе обучения детей, выдающийся педагог  В. А. Сухомлинский говорил: «Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – прежде всего, среди природы». Так как высокохудожественные тексты о природе пробуждают познавательный интерес  и позволяют решать широкий спектр  коррекционных, образовательных, и воспитательных задач.

          Система охватывает две возрастные группы (старшая и подготовительная). Большое значение уделяю подбору авторов,  в основном это: К. Ушинский, В.  Бианки,  Н. Сладков, Е. Чарушин, Г. Снегирёва.

         В основе занятий лежит алгоритм структуры логопедического занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы (пиктограммы и мнемотаблицы).                                   

                                   Алгоритм занятия

1.  Подготовка (изучение лексической темы с логопедом и воспитателями; чтение природоведческой литературы с воспитателями и родителями; лепка с воспитателями).

2.  Организация (дети вместе с логопедом рассматривают  картинки с изображением животных или природы).

3.  Подготовка к восприятию текста (беседа по иллюстрациям   с использованием аудиозаписи).

4.  Чтение текста

5.   Содержательный и языковой разбор текста

6.  Лексико-грамматические упражнения по тексту (развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания, развитие просодики)

7.  Повторное чтение с установкой на пересказ

8.  Моделирование рассказа с помощью схем (пиктограмм)

9.  Пересказ  по плану с наглядной опорой

10. Подведение итогов

11.Задание воспитателям  (упражнять детей в выстраивании плана рассказа в графическом изображении; повторить рассказ с опорой на графический план)

      Я долго думала, что же поможет детям разнообразить этот процесс, сделать его  более интересным. Сначала  при обучении монологической речи я использовала серии сюжетных картинок, но они  недостаточно помогали  формировать связную речь.  На современном этапе поиск новых форм и методов обучения стал для меня  один из актуальных вопросов. Стараясь активизировать детей,  дальше стала использовать графические схемы, но и с помощью них обучение шло медленно. Ведь широко известные схемы для составления рассказов Т.А. Ткаченко уже теряют интерес у детей. Чтоб оживить и обновить  я взяла набор пиктограмм. В отличие от схем Т. А. Ткаченко,  представляющих собой алгоритм связного высказывания, пиктограммы могут располагаться в любой последовательности и комплектации. Они могут быть  изменены или сокращены в зависимости от этапа обучения или конкретных задач занятия. В связи с этим пиктограммы могут располагаться как в виде таблицы, так и на отдельных карточка. Возможности использования пиктограмм на логопедических занятиях очень разнообразны. Приведу несколько примеров:

 Игровое задание:

 « Опиши животное», при изучении темы  «Животные наших лесов»

Цель: «Учить составлять словесное описание  животного»

Игровое задание:

 « Кубик кидай – рассказ продолжай»

  Цель: «Формирование готовности к самостоятельному  воспроизведению текста»  

       На протяжении многих занятий  работа с пиктограммой  в несколько раз  ускоряла процесс развития монологической речи.  Речь детей становилась более чёткой, конкретной, полной и развёрнутой. Но монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Поэтому  я использую мнемотаблицы. Особенность этой методики в том, что здесь применяются не изображения предметов, а символы для опосредованного запоминания. Все символы максимально приближены к речевому материалу.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Заключение     

       После проведённой коррекционно-логопедической работы по формированию монологической речи, с использованием сюжетных картинно-   графических схем- пиктограмм -  мнемотаблиц  диагностика подтверждает, что речь этих детей практически сформирована и ни чем не отличается от речи нормальных детей. И это только часть того, что я использую на логопедических занятиях, для достижения поставленной цели. Вся проведённая работа помогла мне плавно  перейти к планированию обучить детей творческому рассказыванию.  Я считаю, что детям с ОНР III уровня  требуется специальное обучение, а затем и длительные упражнения по развитию связной монологической речи. Тем не менее, эта проблема развития связной речи актуальна в наше время, так как  у таких детей речь  не может быть воспитана сама по себе, она требует чёткой систематической коррекционной работы логопеда с использованием новых методов и приёмов. Использование  нового – надёжный   шаг к успеху!   

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»